методика научного исследования


Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Признаки научного исследования:

  • чёткие задачи
  • процесс, направленный на открытие нового
  • систематичность
  • строгая доказательность сделанных обобщений и выводов

Объектом (object) научно-теоретического исследования выступает не отдельное явление, ситуация, а целый класс сходных явлений, ситуаций, которые существуют объективно и служат источником информации для исследователя.

Предмет (subject)научно-теоретического исследования конкретен и включает только те связи и отношения, которые изучаются в данной работе. Можно выделять несколько предметов. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель и задачи (objective and tasks) – найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления.

Цель(objective) формулируется кратко и предельно точно, только то, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется в задачах.

Задачи (tasks):

  • Первая:уточнить, углубить, методически обосновать сущность, структуру изучаемого объекта.
  • Вторая: анализ реального состояния предмета, динамика его развития
  • Третья: способность преобразовать, моделировать
  • Четвёртая: связь с практическими аспектами работы

Средства  научно-теоретического исследования  –  совокупность научных методов, совокупность понятий, терминов.

Методы (methods) научно-теоретического исследования делятся на группы:

  • Организационные (сравнительный, комплексный подход)
  • Эмпирические (наблюдение, диагностика, эксперименты…)
  • Методы обработки данных (количественный, качественный анализ – отбор по существенным признакам, классификация, дифференциация)
  • Интерпретационные методы (обработка полученных данных с точки зрения внутренних связей явлений, структурный метод или системно-структурный – интерпретация данных в терминах и характеристика связей между частями и целым).

При анализе исследователю нужно выявить связи:

    • Устойчивые, повторяющиеся
    • Существенные
    • Необходимые
    • Внутренние, глубинные

Методы анализа данных:

  • Контент-анализ (углубление понимания содержания текста, социальной позиции автора, его ценностных ориентаций и т. д.)
  • Кластерный анализ (классификация объектов исследования одновременно по многим признакам и объединение их в группы (кластеры))

При использовании контент-анализа исследователь должен определить:

  • цель

  • гипотезу с намерением проверить её

  • совокупность каких-то признаков для сбора первичной информации

  • способ выявления информации

  • единицы анализа критерии классификации в соответствии с целями

  • способы количественной обработки

  • способы содержательной интерпретации полученных данных

Этапы исследования:

Первый:

  • выбор темы
  • определение объекта и предмета целей и задач
  • разработка гипотезы

Второй:

  • выбор методов и методики (модель исследования, совокупность методов для каждого этапа исследования)
  • проверка гипотезы
  • само исследование (чтение литературы с пометками, ведение словаря терминов)
  • формулирование предварительных выводов
  • обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций (они должны быть всесторонне аргументированы и обобщающими, должны вытекать из накопленного материала)

Третий:

  • оформление

Выступление до 7 мин. (можно аудио, видео мат-лы)

Работы должны отличаться исследовательским характером, новизной и актуальностью, теоретической и практической значимостью.

Структура работы:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, формулируется объект и предмет исследования, указывается метод (методы) исследования, даётся характеристика работы как теоретической или практической, приводится краткий обзор литературы по данной теме, а также излагается новизна, значимость или прикладная ценность полученных результатов.

Заключение должно содержать основные выводы (самостоятельные, новые, теоретически или практически значимые).